АО «ИркутскНИИхиммаш», Тищенко М.Ю. mt@hm.irk.ru,
Исследование влияния армирующих волокон и шероховатости на прочность участка, восстановленного ремонтными композитными материалами, такими как металлополимеры
1. Металлонаполненные ремонтные композитные материалы – металлополимеры.
Металлонаполненные ремонтные композитные материалы представляют собой композицию состоящую из органической матрицы (связующего) и дисперсного наполнителя. В качестве связующего используется смесь эпоксидиановой смолы и полиаминового отвердителя, взятых в стехиометрическом соотношении. В качестве дисперсного наполнителя используются металлические и неметаллические порошки или их смеси 40÷60%, куда входят ферромагнитные наполнители (ферропорошки) с размером частиц от 0,5 до 1,0 мкм игольчатой формы[1].
2. Испытание ремонтных составов на основе металлополимеров на разрыв.
Для испытания металлополимеров на разрыв были изготовлены стандартные образцы-свидетели с размерами указанными на рис.1. Образцы с различными сечениями обозначены под номерами I, II, III, IV. Для исследования влияния наличия армирующей стеклоткани, и влияния пространственного положения оной на прочностные характеристики ремонтируемого участка были изготовлены дополнительно 3 образца идентичные образцу IV и обозначены соответственно IVа, IVб, IVв. Для исследования влияния шероховатости на прочность адгезии был изготовлен образец IVг идентичный образцу IV. Испытания были проведены на испытательной машине модели ИР 5143-200. Образцы перед нанесением композитных материалов, таких как металлополимеры, в зоне шейки были обработаны мелкой дробью на пескоструйной установке, кроме образца IVг. Все образцы были обезжирены.
Рисунок 1. Стандартные образцы для испытания на разрыв. Образец I- без утонения, образцы II, III, IV выполнены с утонением сечения. |
Для испытания прочностных свойств композитных материалов (металлополимеры) был произведён разрыв образцов-свидетелей восстановленных в сечении композитными материалами в следующих вариациях:
1. Цельный испытуемый образец – образец I, без утонения сечения в центре образца с диаметром сечения – Ø5мм и без нанесения слоёв композита (рис. 2)
2. Образец II, восстановленный металлополимером без армирования, с наименьшей длинной шейки – 5мм и с наименьшим утонением в центре – с диаметром сечения шейки Ø3мм (рис. 2)
3. Образец III, восстановленный металлополимером без армирования, с длинной шейки – 10мм и с сечением шейки – Ø3мм (рис. 2)
4. Образец IV без нанесения слоёв композита, с наибольшей длинной шейки – 15мм и с наибольшим утонением в центре – с диаметром сечения шейки
Ø1,6мм (рис. 2)
5. Образец IVа, восстановленный металлополимером без армирования (рис. 2)
6. Образец IVб (рис.2), восстановленный металлополимером и армированный волокнами стеклоткани вдоль вала. Композит нанесён послойно по схеме, показанной на рис. 3.
Рисунок 2. Подготовка образцов к испытанию на разрыв |
Рисунок 3. Схемы армирования вдоль оси образца |
7. Образец IVв (рис. 2), восстановленный металлополимером и армированный волокнами стеклоткани в различных направлениях. Композит нанесён послойно по схеме, показанной на рис. 4
Рисунок 4. Расположение волокон в различных направлениях |
- Образец IVг (рис. 2), единственный образец не подвергнутый пескоструйной обработке, восстановленный металлополимером без армирования
В результате получены следующие значения прочности на разрыв:
Номер образца |
Нагрузка при разрыве кгс |
I |
907 |
II |
396 |
III |
187 |
IV |
108 |
IVа |
113 |
IVб |
121 |
IVв |
115 |
IVг |
111 |
Таблица 1. Значения полученные при испытаниях образцов на разрыв.
3. Исследование влияния армирующей стеклоткани и шероховатости на прочностные свойства ремонтируемого участка.
Для исследования влияния армирующей стеклоткани на прочностные характеристики ремонтируемого участка были использованы данные испытаний образцов IV, IVа, IVб, IVв. Для исследования шероховатости – данные испытания образца IVг.
Диаграмма 1. Повышение прочности ремонтируемого участка при нанесении композитных материалов на участок, изношенный на 68%. Наименьшей прочностью на разрыв обладает образец IV, не восстановленный металлополимерами, наибольшей прочностью – образец IVб (12.037%), восстановленный металлополимерами и армированный волокнами стеклоткани вдоль оси образца.
В ходе испытаний было выяснено, что армирующие волокна стеклоткани в определенных пространственных направлениях при восстановлении композитными материалами повышают прочностные свойства ремонтируемого участка. Наиболее лучшим способом армирования является нанесение волокон вдоль оси вала образца (рис. 3).
Из диаграммы также видно, что в образце IVг, не подвергнутом пескоструйной обработке, из-за малой силы адгезии, прочность наименьшая.
Основным факторами повышения качества ремонта являются:
– создание условий наилучшей адгезии, т. е. придание ремонтируемой поверхности грубого рельефа (шероховатость не менее Ra 40, риски, пазы, резьбы)
– добавление армирующих элементов пространственно ориентированных вдоль оси направления нагрузки, что позволяет создать эффективное распределение напряжений между армирующими элементами.
Металлополимеры - leopolimer.ru
Металлополимеры для восстановления деталей машин и механизмов: «Сталь», «Алюминий», ...
Нанесение металлополимера
Технология применения металлополимера "Укрепляющий"
Честер Молекуляр: восстановление деталей машин.
Композиционные материалы CHESTER MOLECULAR, применяются для сборки и ремонтно-восстановительных работ: http://metalpolymer.ru.
Работа с полимером
Литература:
- Буравлёв Л.Т., Кручинин С.В., Липатов А.В., Овчаренко Л.В. Композиция для ремонтных и восстановительных работ. // Патент № 1787162 от 07 марта 1991 г., Б.И. №1 от 07.01.93.